За 15 месяцев с начала полномасштабной войны, оккупационные власти в Крыму составили 350 протоколов за дискредитацию российской армии и выражение проукраинской позиции. В последнее время количество преследований выросло более чем в полтора раза и темпы осуждения крымчан составляют в среднем по одному человеку каждый день.
Об этом говорится в исследовании правозащитной организации «Крымский процесс» по практике применения статьи 20.3.3 российского кодекса об админнарушениях на оккупированной территории полуострова. Согласно результатам постоянного наблюдения зафиксирован заметный рост случаев преследования — зимой только 65 крымчан попали в суд за свои патриотические настроения, а за последние 3 месяца российскими полицейскими было составлено 103 протокола, из которых 16 еще не рассмотрены, 1 человека оправдали, 1 дело вернули на доработку, а 85 крымчан признали виновными.
Анализ применения этой статьи показал, что значительное количество преследований касается лиц, которые размещают именно проукраинские сообщения в социальных сетях. При этом правозащитники фиксируют такие сомнительные формы «дискредитации», как публикация в Instagram фото в вышиванке с желто-голубым маникюром или фото татуировки в виде карты Украины.
«В некоторых случаях наличие дискредитации или направленность высказываний на российскую армию вызывает существенные сомнения, однако ни разу суд не назначал лингвистических экспертиз», — подчеркивают авторы исследовании. Среди последних примеров — надпись «мирного неба над головой» или размещение изображений украинских флагов вообще без каких-либо высказываний.
Авторы исследования обратили внимание, что оккупационные суды в основном скрывают решения по этим делам — в открытом доступе имеются только 40% постановлений об административном правонарушении. Кроме того, информация о времени и месте судебного рассмотрения таких дел в 62% обнародуется с существенным опозданием, иногда через две недели после судебного разбирательства. Также правозащитники подчеркнули, что в процессах по таким нарушениям 70% судей являются либо в розыске в Украине по обвинению в государственной измене, либо российскими судьями, которые осуществляют правосудие на оккупированной территории несмотря на запрет Женевской конвенции. В таких условиях независимое и объективное рассмотрение дел не гарантировано.
Всего за 15 месяцев исследований в «Крымском процессе» приходят к выводу, что применение статьи 20.3.3 российского КоАП на оккупированной территории полуострова остается инструментом не профилактики правонарушений, а исключительно подавления растущих проукраинских настроений.