В Армянском городском суде в ходе судебного процесса по уголовному делу в отношении Мустафы Джемилева был допрошен свидетель Александр Живаев — начальник пограничного пункта пропуска РФ, находившейся возле Армянска 3 мая 2014 года, когда несколько тысяч человек вышли встречать Мустафу Джемилева.
Согласно его показаниям, 3 мая 2014 года много людей зашли на территорию пункта пропуска и он отдал распоряжение прекратить его работу, а также забрать имущества из палаток, в которых располагался пункт пропуска.
Далее, когда на территорию этого пункта прибыл Мустафа Джемилев, то все переговоры с подсудимым вели два вышестоящих офицера Пограничного Управления ФСБ, прибывшие из Симферополя, а также представители властей Крыма.
Сам Живаев не видел, чтобы Джемилеву вручали какие-либо документы и он тоже ему письменный запрет на въезд не вручал. Кроме того, свидетель заверил, что фактически Джемилев границу не пересек, потому что не вышел за пределы пункта пропуска в сторону Армянска, а пробыв на нем некоторое время, вернулся в сторону Херсонской области.
После этого был допрошен свидетель Михаил Никиткин, которые являлся сотрудником пограничной смены в период инкриминируемых Джемилеву событий. Он также в суде признал, что подсудимый не пересек государственную границу, но по мнению свидетеля имел такое намерение и отказался только потому, что на выходе из погранпункта стояли заслоны полиции.
Мустафе Джемилеву инкриминируют совершение преступлений, предусмотренных тремя статьями уголовного кодекса России: «Пересечение госграницы России иностранным гражданином, въезд которому в Россию не разрешен, совершенное группой лиц по предварительному сговору» (ч.3 ст. 322 УК России); «Небрежное хранении огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия» (ст. 224 УК России); «Незаконное приобретении и хранении боеприпасов» (ч. 1 ст. 222 УК России). Суд проходит без участия подсудимого.