В Феодосийском городском суде прошло очередное судебное заседание по уголовному делу в отношении гражданской журналистки и активистки Ирины Данилович, которую обвиняют в незаконном хранении взрывного устройства. Было допрошено два свидетеля, а также рассмотрен ряд ходатайств защиты и самой подсудимой. Об этом сообщает корреспондент «Крымского процесса».
По его информации, первым был допрошен свидетель обвинения по фамилии Самохин, который присутствовал в качестве понятого на нескольких мероприятиях в отношении Ирины Данилович. В своих показаниях суду свидетель отметил, что видел наручники на руках Ирины Данилович 29 и 30 апреля, когда в отношении нее проводились оперативно-розыскные мероприятия. Это опровергает показания сотрудников ФСБ о том, что она принимала участие в этих мероприятиях добровольно.
Вторым был допрошен свидетель защиты Сулейман Кадыров. Это был единственный свидетель защиты из 16 заявленных адвокатами, допрос которого разрешил суд. Он подробно рассказал, как помогал родителям в поисках похищенной журналистки. Судья Наталья Кулинская задала этому свидетелю только один вопрос — является ли он судимым и по какой статье.
После этого защита заявила ходатайство о приобщении к материалам дела диска с видео, на котором камера наблюдения зафиксировала момент похищения гражданской журналистки сотрудниками ФСБ. Суд удовлетворил это ходатайство. Представитель государственного обвинения заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копию ответа из военно-следственного комитета об отказе в возбуждении уголовного дела об использовании незаконных методов дознания в отношении Ирины Данилович. Защита обратила внимание суда, что копия никем не заверена и не имеет других атрибутов документа, однако суд удовлетворил ходатайство прокурора.
Кроме того, сама Ирина Данилович заявила ходатайство о признании показаний сотрудников ФСБ, данных на этапе предварительного следствия и оглашенных в суде, в качестве недопустимых, поскольку они являются заинтересованными в исходе дела. Суд заявил, что разрешение этого ходатайства будет выполнено судом в совещательной комнате в процессе постановления приговора. Следующее заседание назначено на 30 ноября, планируется допрос самой Ирины Данилович и просмотр диска с видео. На этом ожидается завершение стадии судебного следствия.
Напомним, что на прошлом заседании, 7 ноября, сторона защиты заявила ходатайства о вызове в суд для допроса в качестве свидетелей 16 человек, в том числе сотрудников ФСБ, которые были причастны к похищению Ирины Данилович, незаконному удержанию на протяжении недели в подвале ФСБ и фальсификации уголовного дела. Суд отказал во всех ходатайствах, кроме вызова одного свидетеля защиты — Сулеймана Кадырова, который не владеет информацией по существу предъявляемого журналистке обвинения, а может дать только характеризующие показания.
Ирина Данилович была похищена сотрудниками ФСБ 29 апреля и до 7 мая содержалась в подвале ФСБ без всякого статуса и адвокатской помощи. Ее допрашивали на полиграфе, обещали вывезти в лес, в Мариуполь, оказывали психологическое давление и кормили по одному разу в день. Затем в сумке, которую у нее изъяли, нашли взрывчатку и 7 мая Киевский районный суд Симферополя избрал ей меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца.
5 июля судья Ольга Кузнецова продлила срок содержания под стражей на два месяца, проигнорировав тот факт, что задержание Данилович произошло на неделю раньше официально оформленных документов. В конце июля журналистка сумела передать, что в СИЗО на нее продолжают оказывать давление сотрудники ФСБ. В том числе ей нанесли телесные повреждения во время этапирования в суд.
24 октября сторона государственного обвинения начала представлять свои доказательства. При этом прокурор Дмитрий Лященко сделал упор на доказательствах, характеризующих подсудимую, а не на доказательствах ее вины по хранению взрывчатых веществ.
Кроме того, защита заявила ходатайство о необходимости исследовать в суде вещественные доказательства по делу, однако суд и в этом ходатайстве отказал. Помимо этого судья Наталья Кулинская по собственной инициативе огласила письменные показания одного из свидетелей, которые были даны на этапе предварительного следствия. Основанием для оглашения судья назвала «чрезвычайные обстоятельства», к которым суд отнес «проведение специальной военной операции» и гипотетическое, ничем не доказанное, участие в военной агрессии свидетеля, который не явился для допроса в суд.