По результатам наблюдений, которые проводят эксперты «Крымского процесса», начиная с марта прошлого года в Крыму стали преследовать гражданское население за выражения мнения относительно полномасштабной военной агрессии российских войск, а впоследствии перевели эти преследования в инструмент борьбы с проявлениями украинских настроений. По состоянию на 28 декабря 2023 года российскими силовиками на полуострове было составлено 590 протоколов об административных правонарушениях по статье 20.3.3 КоАП «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил российской федерации».

Из общего количества, правозащитники зафиксировали только 37 случаев, когда протоколы не были рассмотрены или производство прекращено, а также в 7 случаях судебные процессы еще не состоялись. Во всех остальных случаях суды выносили решение о виновности привлекаемых лиц. При этом процессы часто сопровождались многочисленными нарушениями стандартов доступа к справедливому правосудию. Так, например, в подавляющем большинстве случаев сведения о дате, месте и времени рассмотрения протоколов публиковались судами со значительным опозданием. Рекорд был поставлен осенью этого года Джанкойским районным судом, который разместил информацию через 46 дней, после того, как протокол был рассмотрен.

Среди других распространенных нарушений — лишение права на допрос свидетелей, которые выступают с показаниями против привлекаемого к ответственности. Довольно распространенной является практика, когда вследствии бытовых конфликтов одна из сторон обвиняет другую в устных высказываниях в поддержку Украины. При этом суд опирается только на письменные показания неизвестных лиц, не вызывая их для допроса в судебное заседание и не изучая обстоятельств. Одним из ярких примеров стало сразу три решения Евпаторийского городского суда, в каждом из которых была одна и та же цитата «дискредитирующего характера». Также фиксируются случаи, когда свидетелем такого высказывания являлся только сотрудник полиции, составивший протокол. На основании утверждения полицейского, заинтересованного в исходе дела, как лица, составившего протокол, судом выносится обвинительное решение.

Помимо этого, суды пренебрегают лингвистической экспертизой при рассмотрении дел, связанных с дискредитацией, не являясь специалистами в области русского языка. По меньшей мере в одном решении суд признает, что из содержания публикации не ясно, действия какой армии — украинской или российской критиковало лицо, привлекаемое к ответственности. Тем не менее суд вынес решение о виновности в дискредитации, игнорируя как заключение эксперта-лингвиста, так и презумпцию невиновности.

Самыми частыми фразами, встречаемыми в социальных сетях крымчан, который суды расценивают как публичное выражение «несогласия с действиями вооруженных сил российской федерации по проведению специальной военной операции» являются «Слава Украине» и высказывания про русский военных корабль. Однако, привлекают и за менее очевидные вещи, такие как репост интервью Андрея Макаревича, фотографии пятнадцатилетней давности во время службы в армии, громкое прослушивание новостей украинских каналов с описанием обстоятельств ракетного удара по Штабу Черноморского флота в Севастополе и т.п.